
Ощущение смысла
Тест компонентных акустических систем Morel Sensus 63
Ссылка на оригинал статьи на сайте carmus.ru
Morel нечасто обновляет свои модельные ряды, а уж появление новой серии и вовсе можно считать настоящим событием. В иерархии производителя серия Sensus стоит выше, чем Tempo Ultra, но доступнее, чем Virtus (хотя, забегая вперёд, к последней она всё-таки ближе). Само слово Sensus с латинского переводится как «ощущение» и одновременно как «смысл» чего-либо. Что ж, звучит красиво и многозначно – давайте смотреть, слушать и стараться постичь этот самый смысл.
На текущий момент представлены две компонентные модели: 3-полоска Morel Sensus 63 (74990 рублей на момент теста) и 2-полоска Morel Sensus 62 (56990 рублей).

Для детального разбора была взята 3-полосная модель, но 2-полоска составлена из тех же НЧ/СЧ динамиков и твитеров, так что всё нижесказанное применимо и к ней тоже.
Первое знакомство, конструктивные особенности
Мидбасовые динамики имеют собственный модельный индекс Morel WS6. Конструкция добротная, на литых алюминиевых корзинах, качество сборки высокое, держать динамики в руках динамики реально приятно – вот прямо вещь.


Диффузоры – полипропиленовые. Вернее, это собственный состав, который в Morel называют DPC (Damping Polymer Cone) – он используется и в более высоких сериях.

Чего уж там, любят в Morel делать динамики с нестандартными размерами, в случае с WS6 это касается диффузора. Эффективный диаметр (по средней части верхнего подвеса) составляет около 120 мм против привычных 130.
И ещё одна особенность – неприметная глазу, но сильно влияющая на работу динамика – ребро по периметру диффузора. Оно придаёт конусной части дополнительную конструктивную жёсткость.

Моторы построены на катушках 33 мм (это опять же о любви Morel к нестандартным размерам – примерно 1,32 дюйма получается), намотаны медным проводом на алюминиевых каркасах. Геометрию, правда, подсмотреть не удалось: магниты скрыты под формованными сетчатыми кожухами, но в описании указана высота намотки 12 мм и высота магнитного зазора 5 мм.


Подводящие от терминалов к катушке прошиты через центрирующую шайбу.

Среднечастотники тоже имеют собственный модельный индекс – Morel MS3. Они тоже собраны на литых алюминиевых корзинах в фирменной морелевской стилистике. Динамики чуть крупнее, чем принято делать в 3-дюймовом калибре, по крайней мере, при измерениях пришлось печатать для них переходные колечки с посадочным отверстием 83 мм.


Общий диаметр динамика по фланцу – 100 мм, а диаметр защитного гриля в комплекте – 105 мм. Кстати, качественный, с алюминиевыми кольцами.

Моторы – гибридные, с ферритовым и неодимовым магнитами. Диаметр звуковой катушки – 1 дюйм, монтажная глубина динамика – всего 38 мм.

Материал диффузора – тот же полипропилен (DPC). Немного непривычен профиль его конусной части – с ребром ближе к центральному колпачку. Впрочем, Morel просто так ничего не делает, посмотрим, как динамики покажут себя в деле.

Твитеры Morel TS1 очень компактны – их диаметр 43 мм, а полная высота вместе с сетками – 25 мм. Тем не менее, при таких габаритах их удалось заставить играть очень низко (по меркам высокочастотников, конечно же), но об этом чуть дальше.


Сетки – съёмные, текстильные купола имеют довольно высокий профиль. Да и диаметр у них немалый – номинально они относятся к 28-миллиметровым, по факту – ближе к 30-миллиметровым. Материал – Acuflex, знакомый по другим моделям Morel.

В комплекте идут чашки для врезного монтажа и монтажа на поверхность.

Есть в комплектах Sensus и кроссоверы. Они неожиданно компактные – всего 8,3 х 10 см (и это, на минуточку, для 3-полоски), но неожиданно увесистые для своих размеров. Их модельный индекс – Morel MXR133S. В 2-полоске кроссы решены в таких же корпусах, там они носят индекс Morel MXR230S.

Внутри всё достаточно плотно, сложилось впечатление, что приоритет при разработке был отдан именно компактности.

Правда, даже в таком размере удалось реализовать регулировку уровня твитеров – она тут в формате двухпозиционного джампера, который доступен даже без снятия крышки.

Измерение параметров и анализ работы динамиков
В это раз снова сначала – графики и циферки, потом – их разбор.

Заявленные/фактические параметры Morel WS6:
- Fs (собственная резонансная частота) – 55 Гц / 64 Гц
- Vas (эквивалентный объем) – 9 л / 9 л
- Qms (механическая добротность) – 4,01 / 4,13
- Qes (электрическая добротность) – 0,70 / 0,68
- Qts (полная добротность) – 0,60 / 0,58
- Mms (эффективная масса подвижной системы) – 15 г / 15 г
- BL (коэффициент электромеханической связи) – 5,4 Тл м / 5,4 Тл м
- Re (сопротивление постоянному току) – 3,2 Ом / 3,3 Ом
- dBspl (опорная чувствительность, 1 м, 1 Вт) – 88,0 дБ / 87,0 дБ
Заявленные/фактические параметры Morel MS3:
- Fs (собственная резонансная частота) – 95 Гц / 116 Гц
- Vas (эквивалентный объем) – н. д. / 1,0 л
- Qms (механическая добротность) – н. д. / 6,06
- Qes (электрическая добротность) – н. д. / 1,03
- Qts (полная добротность) – н. д. / 0,88
- Mms (эффективная масса подвижной системы) – н. д. / 5 г
- BL (коэффициент электромеханической связи) – н. д. / 3,4 Тл м
- Re (сопротивление постоянному току) – 3,3 Ом / 3,3 Ом
- dBspl (опорная чувствительность, 1 м, 1 Вт) – 85,0 дБ / 84,1 дБ
Morel WS6. Если не брать в расчёт более высокую измеренную Fs, остальные параметры совпали с заявкой удивительно точно. Возможно, просто опечатка в инструкции, но утверждать не буду. Масса подвижки – средняя, моторов для контроля их движения вполне хватает, центрирующие шайбы жёсткие в меру. В общем, вполне сбалансированные параметры.
Morel MS3 имеют достаточно тяжёлую для своего калибра подвижку, так что уже сейчас можно сказать, что это чистые среднечастотники, на звание широкополосных даже не претендуют. Полная добротность намекает на предпочтительную установку во Free Air (ну или близко к оному оформлению), что подтвердилось и при прослушивании – зажимать их в объёмы не нужно.
Morel TS1 – с «сухой» конструкцией, т. е. без ферромагнитной жидкости, о чём говорит выраженный, не сглаженный горб на резонансной частоте. Сам резонанс у твитеров достаточно низкий – в районе 1 кГц.
Анализ работы НЧ/СЧ динамиков Morel WS6
В меру гладкая АЧХ без резких горбов, провалов и перепадов – диффузор не звенит, и его не ломает, возникающие в материале механические напряжения эффективно гасятся. По верхнему краю получается естественный спад, причём достаточно ранний – сверху диапазон эффективной работы заканчивается уже на 3-4 кГц. По НЧ – никаких вопросов, искажения с понижением частоты не начинают резко лететь вверх, можно сделать предварительный вывод о неплохих басовых способностях динамиков.



Анализ работы СЧ динамиков Morel MS3
Как и предполагал, динамики имеют достаточно выраженный диапазон, в котором они ведут себя лучше всего. Выше 2-2,5 кГц пускать их не нужно, и ниже 200-250 Гц – тоже. Зато в промежутке между этими значениями придраться просто не к чему.



Анализ работы твитеров Morel TS1
Твитеры явно спроектированы с учётом типичной автомобильной установки – под углом неравномерности АЧХ заметно сглаживаются. А вот их способность играть непривычно низко – стоит отметить особо. При снижении частоты искажения не растут, но нижнюю границу настройки ФВЧ я ещё постараюсь определить чуть дальше, когда буду пробовать акустику в деле.


Проба в деле. Какого ожидать звучания, и как «готовить» акустику?
Несмотря на наличие кроссоверов, акустика этого уровня в большинстве случаев будет использоваться с процессором, поэтому основной акцент сделал на эксперименты с активной фильтрацией. Конечно, через кроссы тоже попробовал, но, уж если откровенно, у Morel они не всегда получаются удачно – здесь как раз тот самый случай. Так что пройдусь последовательно по каждой полосе именно применительно к поканалке.
Morel WS6. Ну очень круто подаётся мидбасовый диапазон – плотно, с хорошим, «быстрым» ударом бас-бочки и «вкусной» бас-гитарой в роке, с очень собранным басовым ритмом в электронной музыке. При повышении громкости динамики не начинают уходить в разнос, а начинают ощутимо толкать в грудь. Без сухости, с должным «мясом», и в то же время точно, чётко. Не стану скрывать, вот прямо зашло.
Серединка – спокойная, ровная, динамики доигрывают до 2,5-3 кГц и дальше начинается естественный спад. Выше этой отметки призвуками не гадят, так что в 2-полоске при желании можно обойтись вообще хоть без фильтрации сверху. Правда, твитеры в этом случае лучше подбирать «низкоиграющие», и те же Morel TS1 хорошо вписываются в эту концепцию.
Morel MS3. Умеют играть достаточно низко по меркам своего калибра – уже от 200-250 Гц чувствуют себя уверенно. Правда, при условии, что не зажаты в тесные объёмы. Попытки зажать их оборачиваются навязчивостью в СЧ диапазоне. Так что дайте динамикам «дышать», и они вас порадуют.
Вверх не лезут, и более того, в отличие от многих среднечастотников даже твитеры к ним в комплект лучше подбирать тоже «низкоиграющие» (и снова привет Morel MS1, которые оказываются как раз кстати).
На самом деле в стремлении получить естественный спад на верхнем краю рабочего диапазона действительно есть смысл (касается, к слову, не только СЧ, но и НЧ/СЧ). Динамики, которые не стремятся что-то там выдать выше по частоте (а часто эти артефакты имеют механическую природу и могут проявляться, даже если остаются за пределами рабочего диапазона) во многих случаях оказывается легче состыковать с твитерами. Как итог, в конечной системе больше шансов построить более правильное звуковое пространство и избежать отстрелов отдельных звуков к динамикам.
Morel TS1. В поканалке оказалось, что твитеры умеют звучать без жёсткости, с классическим «шёлковым» характером, но при этом ни разу не «темно», а достаточно ясно и легко. И, что важно, умеют спокойно работать даже при подрезке снизу даже от 2,5 кГц (12 дБ/октава), т. е. их определённо можно отнести к «низкоиграющим».
Коротко по делу. Для каких задач выбирать?
По ходу теста стала очевидна концепция построения этой акустики. Среднечастотники MS3 не стремятся закрыть львиную долю звукового диапазона, их задача – максимально точно и ровно закрыть только диапазон основных тонов, не выше. То же самое и с НЧ/СЧ динамиками WS6 – они воспроизводят только свой диапазон и не лезут туда, где играть не должны. А всё, что выше 2,5-3 кГц (и в случае с 2-полоской, и в случае с 3-полоской) берут на себя твитеры TS1.
Кроссовер из комплекта несколько промахивается мимо этой концепции, но в процессорной поканалке есть реальная возможность добиться классного звучания – «вкусный» мидбас, ровная серединка с тёплой и естественной подачей и достаточно точные, «светлые» и при этом неокрашенные ВЧ. Ну а что для этого учесть, я как раз и постарался выяснить этим тестом – используйте его результаты при настройке системы, должно получиться хорошо.
- Добротная конструкция динамиков, качественное исполнение
- Отсутствие артефактов за пределами рабочих диапазонов динамиков
- Выдающиеся мидбасовые способности НЧ/СЧ динамиков WS6
- Способность среднечастотников MS3 уверенно играть уже от 200 Гц
- Твитеры TS1 компактны, и при этом их можно отнести к «низкоиграющим»
- Пассивные кроссоверы не раскрывают возможности динамиков
Вернуться на предыдущую страницу