Концепция музыкальности
Тест акустических систем ESB серии 4000 Quattromila:
ESB 4.165 (НЧ/СЧ), ESB 4.75 (СЧ), ESB 4.28 (твитеры) и ESB 4.6С (коаксиальные динамики)
Ссылка на оригинал статьи на сайте carmus.ru
Не стану скрывать, мне нравится подход ESB к построению акустики. Ранее уже доводилось иметь дело с 2000, 3000 и 5000 сериями, а вот 4000 серия… нет, она не выпала из поля зрения, просто появилась на российском рынке относительно недавно. Так что к тесту приступил с большим интересом.
Согласно заведённой традиции, серия имеет собственное название – Quattromila. Все компоненты предлагаются раздельно, так что можно составлять из них 2-полоску или 3-полоску, дополнять систему при необходимости коаксиалами и т. д. Разве что пассивных кроссоверов в списке не увидел, так что ориентир – на поканалку. Задача теста – как раз выявить особенности, которые помогут состыковать всё в единую систему и нормально настроить.
В настоящее время вот какой ассортимент 4000 серии предлагает официальный российский дистрибьютор ESB (цены взяты из официального интернет-каталога на момент теста):
Попутно замечу, что в 4000 серии предлагаются оригинальные грили ESB 4.165G (цена за пару – 12990 рублей). Металлические кольца, сетки в общем стиле – всё как полагается.
Первое знакомство, конструктивные особенности
НЧ/СЧ динамики ESB 4.165 построены на литых корзинах и имеют достаточно открытую конструкцию.

Посадочная глубина – 6,7 см, но за счёт крупных моторов создают первое впечатление плоской конструкции.
Диаметр магнитов – 10 см.
Конусная часть диффузоров – прессованная целлюлоза с полимерным покрытием лицевой стороны, колпачки похожи на пластиковые.

В описании указано, что моторы построены на 1-дюймовых звуковых катушках, но подозреваю, что это опечатка – калибр каркаса здесь 32 мм. Линейный ход Xmax указан 4,5 мм в каждую сторону от положения покоя, что вполне согласуется с размерами видимой части намотки, выходящей из магнитного зазора.
СЧ динамики ESB 4.75 идут вместе с грилями в комплекте. Вообще, дизайн грилей у серии 4000 Quattromila узнаваемый – аналогичный рисунок используется в опциональных ESB 4.165G и в сетках твитеров.
Грили среднечастотников состоят из двух частей – металические сетки и прижимные кольца. Последние здесь пластиковые, их внешний диаметр – 98 мм.
Динамики выполнены на литых корзинах. Диаметр фланца в самой широкой части в районе ушек – 95 мм, в самой узкой – 83 мм. Диффузоры достаточно крупные – диаметр по средней части верхнего подвеса получается 72 мм. С такими размерами иные производители относят динамики даже не к 3-дюймовым, как это делает ESB, а к 3,5-дюймовым.
Осевой канал закрыт поролоновой вставкой – она не просто «прикрывает дырку», а является корректирующей нагрузкой, снижающей механическую составляющую добротности (Qms).
Сам мотор здесь, навскидку, построен очень серьёзно – на кольцевом неодимовом магните диаметром 58 мм – немаленький, однако. Измерения, кстати, тоже показали нетривиальность динамиков в этом смысле, но об этом – чуть дальше.
Твитеры ESB 4.28 имеют не менее интересную конструкцию. Сетки – несъёмные, под ними – 28-миллиметровые полупрозрачные купола. Дословно из описания – «шёлковые, с полимерной ламинацией Sonatex». По умолчанию они идут в металлических фланцах для врезного монтажа. Их внешний диаметр – 70 мм.
При выборе способа инсталляции будьте внимательней: твитеры имеют «полуоткрытое» оформление – с обратной стороны выведен осевой канал с поролоновой вставкой. Короче, в один объём с СЧ их лучше не ставить.
Само же «тело» твитеров имеет диаметр 43 мм. Дополнительно в комплекте идут менее затейливые пластиковые чашки и универсальные кронштейны для штатных мест.
Коаксиальные динамики ESB 4.6C построены на той же базе, что и компонентные. Разве что без осевого канала в магнитной системе, а твитеры – не с полупрозрачными шёлковыми куполами, а из другого материала, но тоже текстильные.
Обратите внимание, снаружи никаких висящих проводов – даже с внешней стороны всё скрыто под аккуратной пластиковой накладкой. К самому твитеру провода подходят через его «ножку».
Ножка твитера здесь имеет форму с продольными рёбрами – предположу, что для лучшей декомпрессии внутреннего пространства магнитной системы, чтобы не образовывались лишние воздушные завихрения между ножкой и каркасом звуковой катушки. Казалось бы, мелочь, но для акустики уровня выше среднего это имеет значение.
Примечательная особенность коаксиалов ESB 4.6C – отдельное подключение твитеров. Т. е. при остром желании вы можете использовать их в том числе и поканально. Клеммы твитеров выведены на отдельные терминалы как раз напротив основных (смотрите, не перепутайте).
В комплекте идут хвосты проводов с фильтрами для ВЧ звена в виде конденсаторов в разрыв провода. Плюс небольшие клеммые соединения, но чисто «проверочного» качества – в реальном инсталле их, понятное дело, лучше отложить в сторонку.
Измерение электромеханических параметров
Для начала – циферки и графики динамиков компонентной модели, чуть дальше пробегусь по особенностям и прокомментирую.
Заявленные/фактические параметры ESB 4.165:
- Fs (собственная резонансная частота) – 57 Гц / 57 Гц
- Vas (эквивалентный объем) – 12,6 л / 13,1 л
- Qms (механическая добротность) – 4,40 / 4,08
- Qes (электрическая добротность) – 0,63 / 0,65
- Qts (полная добротность) – 0,55 / 0,56
- Mms (эффективная масса подвижной системы) – 15,3 г / 14,3 г
- BL (коэффициент электромеханической связи) – 5,1 Тл м / 4,6 Тл м
- Re (сопротивление постоянному току) – 2,9 Ом / 2,8 Ом
- dBspl (опорная чувствительность, 1 м, 1 Вт) – 89,5 дБ / 87,9 дБ
Заявленные/фактические параметры ESB 4.75:
- Fs (собственная резонансная частота) – 79 Гц / 81 Гц
- Vas (эквивалентный объем) – 2,2 л / 2,0 л
- Qms (механическая добротность) – 2,40 / 2,61
- Qes (электрическая добротность) – 0,30 / 0,33
- Qts (полная добротность) – 0,26 / 0,29
- Mms (эффективная масса подвижной системы) – 3,9 г / 4,0 г
- BL (коэффициент электромеханической связи) – 4,9 Тл м / 4,8 Тл м
- Re (сопротивление постоянному току) – 3,8 Ом / 3,6 Ом
- dBspl (опорная чувствительность, 1 м, 1 Вт) – 87,6 дБ / 86,9 дБ
НЧ/СЧ динамики ESB 4.165 формально отнесены к 4-омным, хотя их можно было бы назвать и 3-омными. Для усилителя они тяжёлой нагрузкой ещё не станут, но слегка форсируют его по мощности. Правда, с чувствительностью тут и так полный порядок, так что мидбасовое звено обещает оказаться достаточно отзывчивым.
Серединки ESB 4.75 – с могучими моторами, которые даже кольца Фарадея не ослабили – редко какие автомобильные динамики имеют добротность ниже 0,3. Это обещает возможность установки динамиков в небольшие объёмы – с такими моторами они легче справятся с воздушным подпором.
Формально на результирующую добротность Qtc=0,7 они выйдут в объёме 0,3 литра, правда, резонанс Fc при этом поднимется выше 230 Гц. Впрочем, ниже 250-300 Гц резать 3-дюймовый калибр, как правило, и не нужно, так что пока всё выглядит логично.
В импедансной кривой твитеров прослеживается их необычное построение – «полуоткрытое» оформление даёт о себе знать.
Теперь о коаксиалах ESB 4.6C. Они построены на базе компонентной модели, так что тут неожиданностей не было:
Заявленные/фактические параметры ESB 4.6C:
- Fs (собственная резонансная частота) – 57 Гц / 58 Гц
- Vas (эквивалентный объем) – 12,6 л / 14,7 л
- Qms (механическая добротность) – 4,40 / 3,90
- Qes (электрическая добротность) – 0,63 / 0,60
- Qts (полная добротность) – 0,55 / 0,52
- Mms (эффективная масса подвижной системы) – 15,3 г / 12,2 г
- BL (коэффициент электромеханической связи) – 5,1 Тл м / 4,5 Тл м
- Re (сопротивление постоянному току) – 2,9 Ом / 2,8 Ом
- dBspl (опорная чувствительность, 1 м, 1 Вт) – 89,5 дБ / 88,9 дБ
Анализ работы динамиков
НЧ/СЧ динамики ESB 4.165. Достаточно гладкая АЧХ примерно до 1,3 кГц, где чуток проявляют себя механические напряжения, гуляющие по конусной части диффузора. Резонансы центрирующих шайб отсутствуют. Особой звонкости диффузора на верхнем краю рабочего диапазона не наблюдается. Нормально.

Искажения с понижением частоты растут не резко, к 50 Гц лишь приближаясь к отметке в 3%. По этой части тоже никакого криминала.
СЧ динамики ESB 4.75 показали прямо-таки неожиданный результат – очень гладкую АЧХ в широком частотном диапазоне и отсутствие каких-либо набегов и отставаний в излучаемом сигнале. Причём эта фазовая линейность сохраняется вплоть до отметки 8-9 кГц. Это не делает динамики широкополосными, но свобода в настройке с твитерами огромная.

Сильнейший мотор удерживает динамик под жёстким контролем при снижении частоты, ходы у подвижки небольшие, так что роста искажений на нижнем краю рабочего диапазона не наблюдается.
Твитеры ESB 4.28 показали вполне спокойную АЧХ, близкую к горизонтальной, начиная уже от 2 кГц. Конечно, это не означает, что при настройке непременно нужно опускать частоту раздела до этой отметки, но то, что твитеры умеют играть низко (по меркам высокочастотников, конечно) – это факт.
Это подтверждается и отсутствием резкого роста искажений с понижением частоты.
Коаксиальные динамики ESB 4.6C. Сначала снял характеристики излучателей отдельно, но при включении твитера через фильтр из комплекта.
А вот теперь – всё вместе. Причём раз уж есть возможность поиграться с полярностью подключения, попробовал оба варианта – прямую и обратную. И интересное дело, результирующая осевая АЧХ при обратной полярности получилась даже чуточку ровнее. В общем, в реальном инсталле можно попробовать оба варианта, чтобы выбрать самый подходящий для конкретной ситуации.
Проба на слух. Какого ожидать звучания, и как «готовить» акустику?
НЧ/СЧ динамики ESB 4.165 – хорошо работают не только в 3-полоске, но и дают лёгкое и красивое звучание в 2-полосных системах. На верхнем краю СЧ диапазона играют уверенно, причём при настройке стыка с твитерами совсем не обязательно использовать фильтры высоких порядков.
В ходе экспериментов кроме поканалки был опробован даже вариант с полным распусканием НЧ/СЧ звена в полную полосу и простейшим присоединением твитеров через ФВЧ 1 порядка – получалось достаточно ясное, но при этом не лишённое теплоты звучание – можно иметь ввиду.
НЧ по своей фактуре аккуратны, не гудят и не стремятся «раздуться», но на треках с массивным басом чувствуется, что динамики забираются вниз очень уверенно и глубоко, причём без потери контроля. Контрабас массивен и при этом разборчив. На бас-бочке толчок в грудь без жёсткости, но собранный и хорошо наполненный.
СЧ динамики ESB 4.75 звучат подробно и, я бы даже сказал, хлёстко – это, пожалуй, самое подходящее слово для описания их характера. Звук ударов по малому барабану – открытый, без потери или затирания характерных звуков подструнников, игра медиатором на акустической гитаре, звучание рояля – всё это наглядно показывает скорострельность динамиков и адекватную передачу атаки. При этом, что интересно, в звучании нет избыточной яркости и вылетающих из общей картины звуков, да и какого-то дискомфорта такой характер тоже не вызывает.
Внизу серединки держатся уверенно, спасибо сильным моторам – без ранних перегрузов, но подобраться к мидбасовой области особо не стараются. За отправную точку при стыковке с НЧ/СЧ звеном я бы взял отметку 300 Гц и дальше отталкивался уже от неё.
Твитеры ESB 4.28 – оценивать звучание верхов в отрыве от всего остального всё же неправильно, поэтому ограничусь лишь общим характером – он достаточно открытый и неплохо согласуется с «быстрым» характером среднечастотников. Без лишней мягкости, но при этом уж точно без холодной колкости. Скорей, даже с некоторой теплотой, так что есть возможность получить достаточно детальное, прозрачное, но живое и комфортное звучание системы – редкое, кстати, сочетание. Настраивать стык с НЧ/СЧ звеном в 2-полоске, как и предполагал, можно относительно невысоко. Я бы начинал с отметки 3-3,5 кГц, ну а дальше – по ситуации.
Коротко по делу. Для каких задач выбирать?
Очевидно, что в конечной системе результат во многом будет зависеть от настроек, но по ходу тестирования пришёл к однозначному выводу – возможности акустики позволяют получить редкое сочетание теплоты и «живости» звучания с открытостью и раскрепощённостью, хорошей скорострельностью и адекватной передачей атаки.
Если вам близка такая концепция, серию Quattromila однозначно есть смысл рассматривать. По крайней мере, лично в моём списке запримеченных моделей акустики точно стало на одну больше.
- Нечастое сочетание теплоты звучания с хорошей скорострельностью
- Стыковка твитеров с СЧ или НЧ/СЧ допускает фильтры невысоких порядков
- СЧ допускают установку в относительно небольшие объёмы
- Узнаваемый и запоминающийся дизайн защитных грилей
- «Полуоткрытое» оформление твитеров заставляет внимательней относиться к их установке
Вернуться на предыдущую страницу